Уже давно на рынке автомобильных запчастей представлены иридиевые свечи зажигания. Производители подобных изделий заявляют исключительно об их преимуществах относительно свеч, выполненных по традиционной технологии. И многие автовладельцы верят заявлениям компаний, приобретая иридиевые свечи зажигания. Сегодня мы поговорим о том, есть ли смысл покупать их для своего автомобиля, и насколько это выгодно.
Так, в стандартных свечах зажигания из никелевого сплава ведущих производителей свечей компаний DENSO и NGK появились U-образный паз на боковом электроде (DENSO) и V-образный пропил на центральном электроде (NGK). Обе технологии позволяют добиться общей цели — увеличить зазор между электродами и сместить искру и ядро воспламенения к открытому пространству камеры сгорания без применения драгоценных металлов.Применение сплава иридия для изготовления электродов свечей позволяет уменьшить диаметр центрального электрода до 0,7-0,4мм в разных моделях по сравнению с 2,5мм в никелевых свечах, благодаря высокой температуре плавления, механической прочности и химической стойкости иридия.
Владельцы автомобилей с иридиевыми свечами зажигания отмечают, что изделия способны прослужить порядка 50-100 тысяч километров пробега в зависимости от их качества и условий использования. Обычные свечи служат в 3-4 раза меньше. Однако, рассчитывать реальный срок службы по пробегу не совсем корректно, здесь, как и в случае с моторным маслом, уместнее использовать понятие моточасов (время работы двигателя).
Что же дает нам тонкий иридиевый электрод?
Малый диаметр центрального электрода и скошенные края бокового электрода позволяют получить мощную искру, так как требуется меньшее напряжение для пробоя межэлектродного промежутка, и также значительно улучшается процесс воспламенения, поскольку снижается подавляющее влияние самих электродов на распространение фронта пламени в камере сгорания.
Отсюда ряд преимуществ:
Повышенная мощность двигателя;
Сокращение расхода топлива;
Снижение токсичности «выхлопа»;
Мягкий старт двигателя даже в сильный мороз.
Кроме того, тугоплавкость иридия значительно увеличивает ресурс такой свечи. При сравнении работы стандартных, платиновых и иридиевых свечей зажигания на испытательном стенде было выявлено следующее: На обычной свече все как обычно. Искры мечутся по всему зазору, причем цвет их разный — от розового до ярко — синего. При работе платиновой свечи отдельных искр не видно, все они слились. Свечи с тонким иридиевым электродом при работе дают четкий стабильный белый конус. Цвет искры, кстати, сам по себе говорит о многом. Красная или розовая искра — слабая, частенько дающая пропуск вспышек. Синяя, голубая — более интенсивные, а белая — самая стабильная и горячая. Все иридиевые свечи с тонкими электродами дают именно такую искру. Это говорит об их надежности в усложненных условиях эксплуатации, которых в реальной жизни может быть масса. Это и холодный пуск двигателя, и разряженный аккумулятор, и одновременно включенные мощные источники энергопотребления в автомобиле, «сажающие» напряжение в бортовой сети. Расход топлива на двигателе с впрыском иридиевые свечи с тонким центральным электродом способны сократить на 6-7% по сравнению со стандартными свечами. Не так заметно влияние иридиевых свечей на расход бензина на карбюраторных моторах: не более 2-х %. В целом же существует закономерность: чем тоньше центральный электрод, тем меньше топлива потребляет мотор. Хотя и ненамного, на 3-4 %, но подрастает мощность двигателя на иридиевых свечах по сравнению со стандартными.
Главный недостаток иридиевых свечей — высокая стоимость. Если обычные изделия обойдутся в 400-600 рублей за комплект на обычный бюджетный седан, то «иридий» стоит от 3-4 тысяч рублей. Получается, что классический вариант в магазине обойдется дешевле примерно в 10 раз. Но важно учитывать и стоимость процедуры замены свечей. Некоторые водители меняют их самостоятельно, но большинство предпочитает обращаться за услугой в сервис. Обойдется замена минимум в 300 рублей, а на некоторых автомобилях значительно дороже.
Касательно преимуществ новых иридиевых свечей относительно новых обычных изделий можно сказать, что во-многом эти достоинства надуманы. Положительный эффект от «иридия» наблюдается только после длительного срока эксплуатации, так как подобные свечи сохраняют минимальный расход топлива и мощность двигателя даже после 350 моточасов. У обычных свечей зажигания снижение эффективности наблюдается примерно после 100 моточасов использования.
В результате мы получаем, что иридиевые свечи зажигания — хорошее решение, но не всегда. Они будут выгодны только в определенных ситуациях, например, если владелец не собирается в ближайшее время продавать автомобиль. Прибегать к установке «иридия» рекомендуется на машинах, замена свеч зажигания в которых трудоемка. Нередко мне встречались автомобили, где для выполнения столь банальной процедуры требовалось буквально разобрать половину подкапотного пространства. Стоимость услуг в сервисе будет соответствующая.
Если же владелец сам без проблем меняет свечи или решил в ближайшем времени заняться продажей автомобиля, то особого смысла в установке дорогих изделий я не вижу. Обычные свечи стабильно служат свой срок, имеют аналогичную эффективность в новом состоянии.